Почему необходимо внимательно относиться к входящей корреспонденции

31.07.2020

Интересное разъяснение Верховного суда РФ о том, что необязательно направлять досудебную претензию ценным письмом с описью вложения
22.07.2020 Верховный суд опубликовал Обзор практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора.
В пункте 9 указанного обзора содержится следующее положение: направление досудебной претензии исключительно ценным письмом с описью вложения не является обязательным, если иное не предусмотрено законом или договором.
Приводится кейс: Администрация города подала иск к обществу. Иск был оставлен без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ) из-за несоблюдения досудебного порядка, однако апелляционный суд отменил определение об оставлении иска без рассмотрения. Как оказалось, до суда администрация направляла обществу заказное письмо без описи. Общество ссылалось на то, что без описи невозможно установить, что именно было отправлено в письме (не факт, что досудебная претензия). Тем не менее, досудебный порядок считается соблюденным, поскольку:
А) нормы действующего законодательства не содержат требования о направлении досудебной претензии исключительно ценным письмом с описью вложения,
Б) а общество не представило доказательств того, что администрацией города в его адрес направлялась иная документация.
Действительно, в законодательстве прямо не сказано, что претензия должна направляться ценным письмом с описью вложения. Однако, в целом разъяснение вызывает вопросы. Почему получатель письма должен доказывать, что он получил что-то иное вместо претензии? Это отправитель письма должен доказать, что он выполнил досудебный порядок, а соответственно, привести этому доказательства. Для этого претензии обычно и направляются ценными письмами с описью вложения.
Разъяснение Верховного суда приводит к выводу о том, что получатель должен доказывать, что получил что-то иное.
Также нужно отметить, что в подавляющем большинстве случаев сотрудники Почты России не проверяют соответствие описи вложения и содержания письма. То есть, на практике недобросовестные участники прикладывают опись, в которой указана претензия, а присылают что-то другое, вплоть до белых листов. То есть, даже опись вложения зачастую не является панацеей. А если письмо получено без описи, и бремя опровержения его содержания возложено на получателя, это может осложнить положение получателя.
Что можно посоветовать участникам договорных отношений?
В случае получения регистрируемого почтового отправления с описью вложения (ценного) на почте при работнике почты проверить опись, если опись вложения не соответствует фактическому вложению, составить акт, фиксируемый работником почты.
В свете разъяснений ВС РФ универсальным советом теперь может стать вскрытие поступающих писем под видеозапись, при свидетелях (например, несколько сотрудников организации) и с оформлением акта вскрытия, с сохранением конверта. Видео будет иметь большее доказательственное значение, поскольку могут возникнуть сомнения в достоверности акта вскрытия, составленного получателем и при сотрудниках организации-получателя. Отправитель тоже может
фиксировать на видео процесс вложения и отправки письма. Понятно, что это трудозатратные действия. Возможно, имеет смысл осуществлять такие действия, когда письмо пришло от нового контрагента, от контрагента недобросовестного или от контрагента, к которому утрачено доверие, с которым идет судебный процесс и т.д.
Также обращаем внимание отправителя претензии на альтернативные способы ее направления, которые в некоторых случаях могут быть удобными для сторон:
- Установить в договоре направление претензии по определенному адресу электронной почты (установить явно и недвусмысленно, см. п. 5 указанного Обзора). В таком случае принтскрины, осмотр электронного письма судом или нотариальный протокол осмотра электронной почты послужит доказательством соблюдения/несоблюдения досудебного порядка. Или использовать электронный документооборот с ЭЦП.
- Можно воспользоваться сервисом доставки электронных писем Почты России «Электронные письма» https://zakaznoe.pochta.ru/help . Отправляются сканы электронных документов. Если получатель письма зарегистрирован в базе «Электронные письма», электронное письмо моментально доставляется в личный кабинет получателя, если нет – то распечатывается и доставляется в бумажном виде. Есть, конечно же, и ограничения. Размер файла не более 1 Мб, не более 5 страниц. Не исключаем и иных выявляемых на практике проблем.
Подробно см. раздел VI Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 г. № 234 (https://www.pochta.ru/documents/10231/726548998/%D0%9F%D0%9E%D0%A3%D0%9F%D0%A1+%D1%81+%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8+%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8.pdf/a4ae1b2d-62b2-4e8d-938e-e0e7be473e3d)
Хотя пока направление претензии ценным письмом с описью вложения или вручение претензии уполномоченному (!) лицу под роспись остаются самыми испытанными способами передачи претензий.